Музей искусств и ремёсел, расположенный в церкви Сен-Мартен-де-Шан представляет собой странное сочетание Средневековой архитектуры, устаревших механизмов Нового времени и новейших изобретений.
«Посетитель Консерватория Науки и Техники в Париже, пройдя через двор восемнадцатого века и после этого несколько коридоров, вступает в древнюю аббатскую церковь, врезанную в более новый комплекс зданий, подобно тому как прежде она была облеплена со всех сторон строениями приората. При входе сразу перехватывает дух от странного союза горней запредельной стрельчатости с хтоническим миром пожирателей солярки и мазута».
Церковь Сен-Мартен-де-Шан, в которой начинается действие романа «Маятник Фуко» расположена в 3 квартале на улице Реомюр (60, rue Réaumur). Согласно легенде, церковь на этом месте была построена ещё в 6 веке во времена королей из династии Меровингов, но разрушена норманнами. Во второй половине 11 века король Генрих I приказал возвести на этом месте новый храм в честь святого Мартина. Церковь подвергалась достройке в разные века, но сохранила черты готического стиля.
Во Времена Великой Французской революции Сен-Мартен-де-Шан решено было превратить в Консерваторий искусств и ремёсел. Средневековый храм был превращён в храм Прогресса. Там стали хранить измерительные приборы, чертежи, механизмы. В 1802 г. был открыт Музей искусств и ремёсел (Musée des arts et métiers). Коллекцию музея изначально составляли вещи, конфискованные у аристократов, арестованных во время революции. Технический прогресс обогащал экспозицию новыми экспонатами, в музей пришли механизмы на паровой тяге, первые летательные аппараты, в 20 веке в музее появились автомобили, электронный микроскоп и первые компьютеры. Сотрудники музея охотно демонстрируют, как действуют механизмы, благо, что они дошли до нас в хорошем состоянии. Там можно увидеть копию статуи Свободы скульптора Бартольди, оригинал которой находится в Нью Йорке.
Рассказчик не скрывает иронии, описывая технические достижения прошлых веков.
О летательных аппаратах он рассуждает так:
"Они выступали метафорами знания, значительно более глубокими, чем, вероятно, замышлял дидакт, разместивший их в назидательной последовательности. Трепетание насекомых и рептилий мезозоя. Архонты, извращенные эманации, они пикировали на меня, целясь археоптериксовыми клювами, аэропланы Бреге, Блерио, Эсно, геликоптер Дюфо".
Одним из самых знаменитых экспонатов является маятник Фуко, который дал название роману.
«И тут я увидел Маятник.
Шар, висящий на долгой нити, опущенной с вольты хора, в изохронном величии описывал колебания».
Секрет маятника состоит в том, что он совершает своё движение согласно неизменным законам физики, всегда возвращается в исходное положение. В романе маятник выступает символом тайного смысла, который заложен в мировой истории.
В конце романа маятник используется в ритуале, который устроили тайные силы, собравшиеся под сводами Сен-Мартен-де-Шан.
Рассказчик становится свидетелем этого таинственного и жуткого представления, который он описывает как «шабаш на Лысой Горе, нарисованный Диснеем». Он сам в это время находился за статуей Грамма, бельгийского учёного. «Я мог видеть, не будучи видимым». Если посмотреть на изображение этого памятника, то можно предположить, что место, откуда рассказчик следил за собранием тайных сил, является вымыслом писателя. Читавшие роман и посещавшие Музей пусть подтвердят или опровергнут моё предположение.
По информации с сайтов:
wikipedia.org
stilo.livejournal.com
rturisto.ru