Предложение президента Саркози поместить в Пантеон прах Альбера Камю, выдающегося писателя, философа экзистенциалиста, нобелевского лауреата, вызвала во Франции скандал. Эта новость даёт повод рассказать о том, кто и за какие заслуги попал в «Республиканский храм».
За Пантеоном закрепилась слава быть местом, где покоится цвет французской культуры, лучшие люди нации, но из 72 погребенных там "великих" даже очень образованному человеку знакомы имен пятнадцать.
В 1791 году революционные власти сделали из церкви святой Женевьевы "храм родины". Туда были помещены захоронения Вольтера и Жана-Жака Руссо, духовных отцов Просвещения и Революции. В результате политической борьбы из Пантеона были выброшены похороненные тогда же революционеры: граф Мирабо, Жан-Поля Марат. Больше половины захоронений приходится на эпоху Наполеона: 43 человека. Бонапарт превратил Пантеон в некрополь бюрократии: хоронили по должности. Умер сенатор, епископ, банкир, генерал — в Пантеон! Сами французы не помнят, кто такие Антуан-Сезар де Шуазель или Жан-Фредерик Перрего. При Реставрации храм снова стал храмом, оттуда хотели вынести могилу Вольтера, но король Людовик XVIII заявил: «Ах, оставьте его в покое, он и так наказан тем, что ежедневно вынужден слушать мессу».
Еще семь человек пополнили Пантеон к революционным юбилеям в 1889 и 1989 годах. Чуть больше повезло учёным, создателю азбуки для слепых Луи Брайль и супругам-физикам Кюри. От изящных искусств там захоронен один лишь архитектор Пантеона Жак-Жермен Суффло.
В Пантеоне покоятся и выдающиеся писатели. Они попадали в Пантеон не за свои литературные достижения, а по политическим мотивам. 1 июня 1885 года хоронили Виктора Гюго: в бедняцком, как он завещал, гробу, но на роскошном катафалке по проекту Луи Гарнье, автора парижской Гранд-Опера. Хоронили не Гюго-романтика, а Гюго-республиканца, политэмигранта в годы диктатуры Наполеона III. Своим авторитетом он подтверждал легитимность Третьей республики. В 1908 году в Пантеон перенесли прах Эмиля Золя, но не как создателя натуральной школы в литературе, а антиклерикала, защитника капитана Альфреда Дрейфуса — еврея, обвиненного в шпионаже. Золя умер в 1902 году, в 1905-м церковь была бесповоротно отделена от государства, в 1906-м реабилитирован Дрейфус. Только тогда Золя "созрел" для Пантеона.
В наше время выбор покойника для Пантеона используют президенты Пятой республики для укрепления своего авторитета. Перезахоронение Андре Мальро, писателя, сподвижника генерала де Голля, в 1996 году символизировало возвращение к власти голлистов в лице Жака Ширака после 15 летнего правления социалиста Франсуа Миттерана. Перезахоронение в 2002 году Александр Дюма запомнилось появлением Марианны-метиски на белом коне.
Сегодня Пантеон отчасти утратил свой статус национальной святыни. Некоторые журналисты даже называют его «жутким склепом». Не удивительно, что знаменитые деятели или их родственники выступают против погребения в Пантеоне. Например, прах Ромена Ролана, несмотря на предложение коммунистов, по просьбе семьи в Пантеон перенесён не был. Семья не смогла отказаться от частного права чтить память своего родственника, чей прах мог стать достоянием всего государства.
Могила Альбера Камю, скорее всего, тоже останется в деревеньке Лурмарен в Провансе. Слишком сильно нежелание французской общественности укреплять авторитет непопулярного президента Саркози. Для помещения в Пантеон будет найдена другая знаменитая личность. В последнее время стали высказываться предложения захоронить в Пантеоне прах польского композитора Фредерика Шопена, который значительную часть жизни прожил в Париже и захоронен на кладбище Пер-Лашез.
По информации с сайта:
kommersant.ru