Картинка «Черный кот» знакома многим, кто бывал в Париже. Это изображение можно встретить на майках, кружках, постерах, сумках, полотенцах и других предметах, которые продаются в сувенирных лавках, посещаемых туристами. Черный кот сошёл с литографии, созданной в 1880-е г. французским художником Теофилем Стейнленом, и с тех пор разошёлся в сотнях тысяч копий.
Черный кот наряду с Эйфелевой башней стал одним из символов Парижа.Кошки жили в Париже, начиная с римской эпохи. В Средневековой Франции никто не считал их домашними животными. Кошек подозревали в связи с дьяволом, и поэтому их убийство было обычным делом. Власти Парижа устраивали казнь кошек на Гревской площади, посмотреть на которую приходило множество горожан.
Кошки— животные, способные вызвать у людей одновременно любовь и ненависть. В богатых домах кошки пользовались привилегиями хозяйских любимцев. Простолюдины часто жили в худших условиях, чем домашние животные и переносили на них свою ненависть. Из-за кошек в истории Франции происходили народные волнения. Об этом можно прочитать в книге историка Роберта Дарнтона под названием «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры».
Для парижской богемы 19 века коши были символом независимости и свободных нравов. К богеме принадлежал художник Теофиль Стейнлен, автор знаменитой картинки. Он родился в Лозанне, приехал в Париж, поселился на Монмартре. В 80-е годы 19 века Монмартр имел репутацию района, где полно публичных домов, воров и прочей криминальной публики. Там селились те, кому были не по карману даже дешёвые квартиры в Латинском квартале. Среди них оказалось много художников, артистов, музыкантов. Район Монмартра со временем приобрёл репутацию модного места. Буржуа стали приходить туда в поисках новых развлечений.
Стейнлен зарабатывал себе на жизнь, рисуя рекламные плакаты. Это было доходное ремесло, потому что рестораны и таверны с помощью рекламы стремились привлечь к себе посетителей. Друг Стейнлена, Рудольф Сали, сын богатого пивовара, открыл на Монмартре таверну, которую назвал «Черный кот». Впоследствии такие заведения стали называть «кабаре», потому что там можно было не только выпить, но и послушать музыку, потанцевать или посмотреть, как танцуют другие.
Стейнлен нарисовал рекламу этого заведения. Картинка с черным котом разошлась по городским улицам. Оригиналы сделались предметом коллекционирования, продаются в антикварных лавках. Копию литографии задёшево мог купить любой парижанин или турист, благодаря чему искусство оказалось доступным массам.
На бульваре Клиши на Монмартре и сегодня можно зайти трактир «Черный кот», правда, это не тот ресторан, существовавший в 19 веке. Новое заведение с тем же именем было открыто в наше время. Кошки теперь мирно живут рядом с парижанами. Никому не приходит в голову обижать этих животных, а если такие находятся, на защиту кошек встанут общества защиты. Кошки спокойно прогуливаются по улицам, сидят на крышах, свысока глядя на городскую жизнь.
Источники:
parisianfields.wordpress.com
Похожие темы: