В парижском музее-дворце Пети Пале открылась ретроспектива работ знаменитого модельера Ива Сен-Лорана (1936-2008). На выставке представлены 307 моделей из пяти тысяч туалетов, которые хранятся в Фонде "Пьер Берже - Ив Сен-Лоран".
Среди вереницы его созданий особняком стоит коллекция "Русские оперы и балет" 1976 года, которую он считал если не лучшей, то самой красивой. Некоторые творения Сен-Лорана навеяны картинами Гольбейна, Ван Гога, Матисса, Пикассо, Мондриана. Его кубофутуристическое свадебное платье по мотивам полотен Жоржа Брака в 1988 году показывала на подиуме нынешняя первая дама Франции Карла Бруни-Саркози. Она была одной из его топ-моделей.
Реальной действительности Сен-Лоран предпочитал мир "эстетических фантомов" - Веласкеса, Гойи, Пруста, Дягилева, Висконти. Среди его любимых литературных героинь - Наташа Ростова и Анна Каренина. А лицом и музой дома моделей на протяжении трех десятилетий - с 1967 по 1997 год - оставалась Катрин Денев.
Сам кутюрье, страдавший от маниакальной застенчивости, собственную роль оценивал скромно: "Мода проходит, а стиль остается. Я не художник, а лишь ремесленник. Мое ремесло - одевать женщин. Но красивыми их делает не одежда, а любовь. Лучший из нарядов - это объятия любимого мужчины". Тем не менее, богатые дамы тратили целые состояния на сенлорановские туалеты. Главным его шедевром принято считать женский смокинг. Однако Сен-Лоран повторял, что идеально одетая женщина - это та, которая носит черный свитерок или кофточку и черную юбку.
На выставке не забыт и Мужик – его бульдог, увековеченный заокеанским авангардистом Энди Уорхолом. Так Сен-Лоран окрестил своего четвероного друга после знакомства с Лилей Брик, собаку которой также звали Мужиком. К ретроспективе в Пети Пале приурочен выход нескольких "скандальных" книг, которые приподнимают завесу над личной жизнью Сен-Лорана. Они, в частности, впервые рассказывают о бурных отношениях модельера с его деловым партнером и любовником Пьером Берже, которому в этом году исполняется 80 лет. Пьер Берже создал в 1961 году Дом "Ив Сен-Лоран", который сейчас принадлежит французскому миллиардеру Франсуа Пино.
"Если бы эти люди - журналисты и прочие знали, что нашей движущей силой было не искусство, а секс, - откровенничает Пьер Берже на страницах "Писем Иву", написанных после его смерти. - Именно сексу были подчинены наша любовь, наш Дом моделей, наша коллекция произведений искусства и наша жизнь! И читали мы главным образом маркиза де Сада". Берже, похоже, так и не простил Сен-Лорану увлечения эфебом Жаком де Башером - "дьяволом с головой Греты Гарбо". Однажды в припадке ревности Берже чуть не зарезал неверного любовника...
Юрий Коваленко (Париж)
По информации сайта
izvestia.ru
Выставка открыта с 11 марта по 29 августа
Адрес музея: Petit Palais, Musee des Beaux-Arts de la Ville de Paris, Avenue Winston Churchill 75008 Paris